От результатов выборов
президента США в 2020 будет зависеть не
только дальнейшая
энергетическая политика
США, они будут иметь значительное влияние
на глобальную энергетику, а также на
международную политику в сфере торговли,
защиты климата и межгосударственных отношений. Влиятельный
аналитический центр Atlantic Council подготовил
анализ двух возможных сценариев
развития американской энергетической
и климатической политики после
президентских выборов в ноябре 2020 года.
Главный вывод - инвесторов и владельцев
энергетических активов ожидает период
неопределенности относительно дальнейшей
стратегии развития, а любой из результатов
выборов даст в последствии значительные
изменения на внутреннем энергетическом
рынке и глобальных конкурентных позициях
США.
В случае переизбрания
Дональда Трампа ожидается усиление
политики поддержки энергетики на
ископаемых видах топлива, а также их
добычу за счет уменьшения прав федеральных
штатов регулировать вопросы отвода
земель и выдачи разрешений на строительство
новой энергетической инфрастурктуры, снижение требований к экологической оценке и воздействия, а также расширение доступа добывающим компаниям в федеральных земель, в частности, в природоохранных зонах.
Также, ожидается снижение
требований к экологической оценке и
расширение доступа добывающим компаниям.
Так, изменения в «Законе
о видах, которым грозит вымирание»,
откроют доступ к американской части
континентального шельфа для нефтегазовых
компаний. Ряд
изменений в законодательстве
о чистых водных ресурсах и чистой
энергетики снизит требования по
допустимым объемам выбросов метана
и экологичности транспортных средств.
Контроль над Сенатом дает возможность
назначить лояльных лиц на высшие
должности в федеральных органах, осуществляющих
контроль над сектором энергетики (FERC).
Это будет способствовать реализации политики
Д. Трампа, которая заключается в
обеспечении США собственными
энергоресурсами при игнорировании
экологических проблем.
Такая политика Трампа может вызвать внутренний политический кризис в США в отношениях
между федеральными органами власти и
руководством штатов, поскольку руководители штатов не
желают терять контроль над использованием
земельных и водных ресурсов, а некоторые
- уже приняли амбициозные климатические
планы. Д.Трамп может также встретить
масштабное сопротивление со стороны
молодого поколения американцев, которые
все больше озабочены климатическими
вопросами. В то же время, американский
бизнес может столнуться
с международными
торговыми ограничениями, особенно в
Европе, где новые органы власти ЕС задекларировали амбициозные цели по
достижению климатической нейтральности и обещают защищать
местных производителей с помощью
специальных пошлин, которые будут
учитывать объемы выбросов углерода на
изготовление единицы импортированного
товара. Если победу одержит
претендент от демократических сил,
ожидается попытка возвращения
законодательства времен
Б.Обамы (Закон о национальной политике
в отношении окружающей среды, Законы о
чистом воздухе и чистую воду и т.п.) с
приоритетностью развития зеленой
энергетики и ужесточением экологических
требований . Федеральные органы власти
приостановят поддержку
транснациональных проектов, в частности,
нефтепровода Keystone Pipeline из Канады в США, а
также выдачу разрешений на добычу
углеводородов в природоохранных зонах. FERC получит как минимум двух новых
комиссаров из числа сторонников
Демократической партии и даже может
быть переименовано в «Федеральную
комиссию возобновляемой энергии».
Одними из первых шагов
новой президентской администрации во
главе с претендентом от демократических
сил станет запрет лизинга государственных
земель для нужд нефтегазодобывающей
промышленности, отказ от лицензирования
для этих целей природоохранных территорий
и континентального шельфа, а также
возвращение к числу участников Парижской
климатического соглашения. При этом
эксперты Atlantic Council скептически относятся
к заявлениям отдельных представителей
Демократической партии о запрете
гидравлического фрекинга на территории
США, учитывая стратегический курс
достижения энергетической независимости
и усиления конфронтации на Ближнем
Востоке между Ираном и проамериканскими
государствами (Израиль, Саудовская
Аравия). климатическая политика Калифорнии
может быть положена в основу обновленного
«Плана чистой энергии 2.0», учитывая
предыдущие оценки обязательств США по
сокращению выбросов парниковых газов
в период до 2050 г. в соответствии с
Парижской климатической соглашением.
Демократы также начнут широкую кампанию
по сокращению выбросов метана, включая
усиление соответствующих экологических
требований действующих и новых скважин.
Значительные усилия также будут
направлены на декарбонизацию транспортной
отрасли и сельского хозяйства, а также
развитие технологий улавливания,
связывания и хранения углерода,
искусственного интеллекта и автономных
транспортных систем.
Новая президентская
администрация столкнется с необходимостью
преодолевать сопротивление местных
органов власти отдельных федеральных
штатов, при этом Д.Трамп будет вынужден
бороться с экологическими инициативами,
а президент-демократ - стоять перед
сложной задачей постепенного преодоления
зависимости некоторых штатов от
нефтегазовой промышленности (Pennsylvania,
Ohio и Colorado), сохранении рабочих мест и
источников наполнения бюджетов.
Достаточно сложным остается вопрос
атомного поколения, которое сегодня
пользуется значительной поддержкой
республиканцев и может остаться также
важной отраслью энергетики для демократов,
учитывая значение АЭС для экономической
стабильности ряда федеральных штатов
и перспективы появления малых модульных
реакторов. При этом демократы будут
прилагать также значительные усилия
для решения вопроса безопасной утилизации
ядерных отходов.
Как демократы так и
республиканцы поддерживают дальнейшее
развитие сетей передачи электроэнергии
в США, увеличение надежности и гибкости
их функционирования и развитие современных
систем управления. В сфере общих интересов
также находятся исследования и развитие
технологий зеленого водорода и топливных
ячеек для нужд транспортного сектора.
Обе политические силы готовы поддерживать
дальнейшую работу национальных
лабораторий над новыми энергоэффективными
технологиями и обеспечить должное
финансирование из государственного
бюджета.
Президентские выборы
в США могут стать важным элементом для формирования не только национальной,
но и глобальной энергетической и
климатической политики, спроса на энергоресурсы и развитие
новых технологий. Победа представителя
любой политической силы будет
означать сложный внутриполитический
процесс и борьбу между федеральными органами
власти и местными властями федеральных
штатов за влияние на формирование местной
политики по использованию земельных и
водных ресурсов, экологических норм и
требований.
Победа республиканца
приведет к окончательному выходу США
из Парижского соглашения, дальнейший
разрыв экологических стандартов с
другими государствами, прежде всего с
ЕС, осложнения международных торговых
отношений, усиление протекционизма и
самоизоляции США. При этом будут созданы
дополнительные условия для развития
всех отраслей энергетики в ископаемых
видах топлива, снижены экологические
требования, расширенный доступ к
нефтегазоносным месторождениям в
природоохранных зонах и континентальном
шельфе.
Демократический кандидат взамен начнет возвращать США в международную энергетическую и климатическую политику, восстановление основ международной торговли и взаимоотношений. При этом может усилиться внутриполитическая борьба в США, ведь страна уже отстает по многим направлениям от экологических стандартов ЕС. Некоторые федеральные штаты сформировали значительную зависимость от нефтегазовой, угольной и атомной отраслей.
Общие интересы объединяют демократов и республиканцев в вопросах развития
сетей передачи электроэнергии, исследования и развития новых технологий, в частности, использования водорода, увеличение энергоэффективности, применения искусственного интеллекта и автономных систем.
Как показывает опыт США, при любых условиях сети передачи
электроэнергии и сопутствующая инфраструктура должны оставаться среди
основных приоритетов государства. Вторым важным приоритетом должно быть исследование и разработка передовых
решений для
обеспечения гибкости
и сохранности функционирования
энергетической системы.
Россия продолжит модернизировать свои арктические объекты и военные мощности, поскольку она ищет пути развития прибыльных ресурсов региона, несмотря на санкции США. Российское правительство, уверенное в нейтралитете США, может добиваться дальнейших вторжений (политических, военных или иных) в Украину и страны Балтии.
Российско-китайский альянс будет существовать до тех пор, пока потребности обеих стран не будут совпадать со спросом и предложением, и до тех пор, пока китайцы рассматривают взаимодействие России как путь в Арктику.