суббота, 29 февраля 2020 г.

Энергетическая политика США 2020 - год как Рубикон возможностей


От результатов выборов президента США в 2020 будет зависеть не только дальнейшая
энергетическая политика США, они будут иметь значительное влияние на глобальную энергетику, а также на международную политику в сфере торговли, защиты климата и межгосударственных отношений. Влиятельный аналитический центр Atlantic Council подготовил анализ двух возможных сценариев развития американской энергетической и климатической политики после президентских выборов в ноябре 2020 года. Главный вывод - инвесторов и владельцев энергетических активов ожидает период неопределенности относительно дальнейшей стратегии развития, а любой из результатов выборов даст в последствии значительные изменения на внутреннем энергетическом рынке и глобальных конкурентных позициях США.
В случае переизбрания Дональда Трампа ожидается усиление политики поддержки энергетики на ископаемых видах топлива, а также их добычу за счет уменьшения прав федеральных штатов регулировать вопросы отвода земель и выдачи разрешений на строительство новой энергетической инфрастурктуры, снижение требований к экологической оценке и воздействия, а также расширение доступа добывающим компаниям в федеральных земель, в частности, в природоохранных зонах.
Также, ожидается снижение требований к экологической оценке и расширение доступа добывающим компаниям.
Так, изменения в «Законе о видах, которым грозит вымирание», откроют доступ к американской части континентального шельфа для нефтегазовых компаний. Ряд
изменений в законодательстве о чистых водных ресурсах и чистой энергетики снизит требования по допустимым объемам выбросов метана и экологичности транспортных средств. Контроль над Сенатом дает возможность назначить лояльных лиц на высшие должности в федеральных органах, осуществляющих контроль над сектором энергетики (FERC). Это будет способствовать реализации политики Д. Трампа, которая заключается в обеспечении США собственными энергоресурсами при игнорировании экологических проблем.
Такая политика Трампа может вызвать внутренний политический кризис в США в отношениях между федеральными органами власти и руководством штатов, поскольку руководители штатов не желают терять контроль над использованием земельных и водных ресурсов, а некоторые - уже приняли амбициозные климатические планы. Д.Трамп может также встретить масштабное сопротивление со стороны молодого поколения американцев, которые все больше озабочены климатическими вопросами. В то же время, американский бизнес может столнуться с международными торговыми ограничениями, особенно в Европе, где новые органы власти ЕС задекларировали амбициозные цели по достижению климатической нейтральности и обещают защищать местных производителей с помощью специальных пошлин, которые будут учитывать объемы выбросов углерода на изготовление единицы импортированного товара. Если победу одержит претендент от демократических сил, ожидается попытка возвращения законодательства времен Б.Обамы (Закон о национальной политике в отношении окружающей среды, Законы о чистом воздухе и чистую воду и т.п.) с приоритетностью развития зеленой энергетики и ужесточением экологических требований . Федеральные органы власти приостановят поддержку транснациональных проектов, в частности, нефтепровода Keystone Pipeline из Канады в США, а также выдачу разрешений на добычу углеводородов в природоохранных зонах. FERC получит как минимум двух новых комиссаров из числа сторонников Демократической партии и даже может быть переименовано в «Федеральную комиссию возобновляемой энергии».  Одними из первых шагов новой президентской администрации во главе с претендентом от демократических сил станет запрет лизинга государственных земель для нужд нефтегазодобывающей промышленности, отказ от лицензирования для этих целей природоохранных территорий и континентального шельфа, а также возвращение к числу участников Парижской климатического соглашения. При этом эксперты Atlantic Council скептически относятся к заявлениям отдельных представителей Демократической партии о запрете гидравлического фрекинга на территории США, учитывая стратегический курс достижения энергетической независимости и усиления конфронтации на Ближнем Востоке между Ираном и проамериканскими государствами (Израиль, Саудовская Аравия). климатическая политика Калифорнии может быть положена в основу обновленного «Плана чистой энергии 2.0», учитывая предыдущие оценки обязательств США по сокращению выбросов парниковых газов в период до 2050 г. в соответствии с Парижской климатической соглашением. Демократы также начнут широкую кампанию по сокращению выбросов метана, включая усиление соответствующих экологических требований действующих и новых скважин. Значительные усилия также будут направлены на декарбонизацию транспортной отрасли и сельского хозяйства, а также развитие технологий улавливания, связывания и хранения углерода, искусственного интеллекта и автономных транспортных систем.
 Новая президентская администрация столкнется с необходимостью преодолевать сопротивление местных органов власти отдельных федеральных штатов, при этом Д.Трамп будет вынужден бороться с экологическими инициативами, а президент-демократ - стоять перед сложной задачей постепенного преодоления зависимости некоторых штатов от нефтегазовой промышленности (Pennsylvania, Ohio и Colorado), сохранении рабочих мест и источников наполнения бюджетов. Достаточно сложным остается вопрос атомного поколения, которое сегодня пользуется значительной поддержкой республиканцев и может остаться также важной отраслью энергетики для демократов, учитывая значение АЭС для экономической стабильности ряда федеральных штатов и перспективы появления малых модульных реакторов. При этом демократы будут прилагать также значительные усилия для решения вопроса безопасной утилизации ядерных отходов.
Как демократы так и республиканцы поддерживают дальнейшее развитие сетей передачи электроэнергии в США, увеличение надежности и гибкости их функционирования и развитие современных систем управления. В сфере общих интересов также находятся исследования и развитие технологий зеленого водорода и топливных ячеек для нужд транспортного сектора. Обе политические силы готовы поддерживать дальнейшую работу национальных лабораторий над новыми энергоэффективными технологиями и обеспечить должное финансирование из государственного бюджета.
Президентские выборы в США могут стать важным элементом для формирования не только национальной, но и глобальной энергетической и климатической политики, спроса на энергоресурсы и развитие новых технологий. Победа представителя любой политической силы будет означать сложный внутриполитический процесс и борьбу между федеральными органами власти и местными властями федеральных штатов за влияние на формирование местной политики по использованию земельных и водных ресурсов, экологических норм и требований.
Победа республиканца приведет к окончательному выходу США из Парижского соглашения, дальнейший разрыв экологических стандартов с другими государствами, прежде всего с ЕС, осложнения международных торговых отношений, усиление протекционизма и самоизоляции США. При этом будут созданы дополнительные условия для развития всех отраслей энергетики в ископаемых видах топлива, снижены экологические требования, расширенный доступ к нефтегазоносным месторождениям в природоохранных зонах и континентальном шельфе.
 Демократический кандидат взамен начнет возвращать США в международную энергетическую и климатическую политику, восстановление основ международной торговли и взаимоотношений. При этом может усилиться внутриполитическая борьба в США, ведь страна уже отстает по многим направлениям от экологических стандартов ЕС. Некоторые федеральные штаты сформировали значительную зависимость от нефтегазовой, угольной и атомной отраслей. Общие интересы объединяют демократов и республиканцев в вопросах развития сетей передачи электроэнергии, исследования и развития новых технологий, в частности, использования водорода, увеличение энергоэффективности, применения искусственного интеллекта и автономных систем. Как показывает опыт США, при любых условиях сети передачи электроэнергии и сопутствующая инфраструктура должны оставаться среди основных приоритетов государства. Вторым важным приоритетом должно быть исследование и разработка передовых решений для обеспечения гибкости и сохранности функционирования энергетической системы.
Россия продолжит модернизировать свои арктические объекты и военные мощности, поскольку она ищет пути развития прибыльных ресурсов региона, несмотря на санкции США. Российское правительство, уверенное в нейтралитете США, может добиваться дальнейших вторжений (политических, военных или иных) в Украину и страны Балтии.
Российско-китайский альянс будет существовать до тех пор, пока потребности обеих стран не будут совпадать со спросом и предложением, и до тех пор, пока китайцы рассматривают взаимодействие России как путь в Арктику.